Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 126

Преимущество смазочных масел перед твердыми смазочными материалами заключается в том, что они могут не только создавать гидродинамический эффект при соответствующих условиях, но и служить для охлаждения узла трения.

6. Режимы трения в подшипнике скольжения

Рассмотрим условия перехода из одного вида трения в другой в присутствии жидкого смазочного материала. Если количество масла ограничено, но достаточно для образования адсорбированного монослоя и граничной пленки, то при трении первичный слой на вершинах неровностей поверхностей быстро износится, и трение при граничной смазке перейдет частично в трение без смазочного материала. Правда, благодаря подвижности полярно-активных молекул адсорбированный монослой быстро восстанавливается, но на восстановление граничной фазы за счет передвижения масла из впадин неровностей потребуется относительно значительное время. После восстановления граничной пленки условия трения улучшаются. Это может привести к колебаниям коэффициента трения.

В итоге весь смазочный материал через какой-то период срабатывается. Если же, помимо расхода на образование граничной пленки, имеется избыток масла, который достаточно заполняет впадины неровностей,

то он служит для восстановления изнашиваемой граничной пленки. В этом случае трение при граничной смазке устойчиво. С увеличением подачи масла до необходимой для создания гидродинамического эффекта на выступах неровностей поверхностей или на макрогеометрических неровностях сопрягаемых тел трение при граничной смазке переходит в трение при полужидкостной смазке. Последний вид трения вне зависимости от скорости скольжения поверхностей и вязкости смазочного материала присущ всякой паре трения при наличии достаточного количества смазочного материала.