Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 123

Явление трения при жидкостной смазке в целом сложнее, чем это следует из гидродинамической теории, охватывающей чисто механическую сторону процесса. Молекулы поверхностно-активных веществ, содержащихся в масле, адсорбируются на поверхности в мономолекулярный слой, на котором образуется граничный слой, к граничному слою примыкает зона микротурбулентного движения, за которой следует ламинарный поток масла (рис. 3.7).

Трение при жидкостной смазке возможно не только между скользящими поверхностями. При качении либо качении со скольжением цилиндрических и вообще криволинейных поверхностей в сужающийся со стороны входа в контакт зазор вовлекается смазочная жидкость, которая при некоторых условиях (нагрузке, скорости, упругих характеристиках и геометрии поверхностей) разделяет их своим слоем

Пластичные смазочные материалы, как и жидкие, могут обеспечить режим трения, исключающий непосредственный контакт поверхностей и их взаимное внедрение. В отличие от масел, являющихся вязкими жидкостями, пластичные смазочные материалы обладают вязкопластичес- кими свойствами. Поэтому поток такого материала имеет свои особенности.

Как установлено Н. В. Тябиным, в нем имеются зоны, в которых отсутствует послойное скольжение, течение в них происходит как в идеальной пластичной среде; вне этих зон течение вязкое [11]. Возможно также скольжение смазочного материала относительно стенок под-

шипника. При качении цилиндра по плоскости (рис. 3.8) в зонах / и III градиент скорости по высоте отличен от нуля и течение вязкое. В зоне II касательное напряжение меньше предельного напряжения сдвига, взаимное послойное перемещение в каждом сечении этой зоны отсутствует, и поток подобен течению пластического тела.

При качении или при качении со скольжением масло втягивается в зону контакта движущимися поверхностями. При некоторых условиях, аналогичных условиям возникновения гидродинамической смазки между скользящими поверхностями, в масляном слое образуется подъемная сила. Вследствие малой протяженности зоны контакта и больших давлений в ней масляный слой имеет толщину того же порядка, что и местные деформации контактирующихся тел. Эти деформации влияют на конфигурацию зазора. Задача о распределении давления в слое смазочного материала в зоне контакта упругих тел является контактно-гидродинами- ческой.