Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 69

Развитие диагностических средств узлов трения машин и механизмов исключит возможность работы на неисправных машинах, а также снизит травматизм и другие последствия.

Многие стороны рассматриваемого вопроса будут решаться не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе. Так, в морских портах установлен строгий контроль за судами в части загрязнения ими морской воды смазочным маслом; судно в этом случае подвергается штрафу. Как известно, такого рода загрязнения связаны и нарушениями уплотнений в двигателе, течью масла в забортных механизмах в результате износа или повреждений уплотнений.

Принимаются меры по более строгому контролю за автомобилями по загрязнению ими воздушной среды отработанными газами [26, 28]. Двигатели автомобилей с изношенными цилиндрами и поршневыми кольцами, как уже упоминалось, не только потребляют больше топлива, но и значительно увеличению загазованности городов и поселков.

Недостаточная износостойкость уплотнительных устройств, перегрев подшипников, износ валов часто вызывают течи масла, топлива, рабочей жидкости гидравлических систем. Все это приводит к непроизводительному потреблению энергии, порче асфальтовых покрытий и уничтожению растительности.

Непредусмотренный ремонт машин в пути, проведение технического обслуживания машин в полевых условиях приводит к загрязнению окружающей среды отходами масла, промасленной ветошью, к потерям топлива и т.п.

На отмеченном конгрессе было сделано более 20 докладов по вопросу экологической защиты больших городов рациональными решениями триботехники. В решении подсекции "Трибология на транспорте" конгресса записано о необходимости более широкого использования новых разработок, основанных на базе эффекта безызносности при трении и водородном изнашивании металлов: новых смазочных материалов, ФАБО и безразборного восстановления двигателей внутреннего сгорания. Как следует из докладов применение таких технологий позволяет: