Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 27
В 1957 г. в сборнике "Теоретические основы конструирования машин" М.М. Хрущов дал обзор о "Развитии учения об износостойкости деталей машин", в котором последовательно изложил развитие работ в области износостойкости по отдельным наиболее разработанным вопросам: развитие представлений о причинах и процессах изнашивания; исследование влияния шероховатости обработанной поверхности деталей машин на износ металлов; исследование абразивного изнашивания и изнашивания при схватывании; методы испытания на изнашивание; антифрикционные материалы и методы расчета деталей машин на износ [43].
Б.И. Костецкий и его ученики в 1976 г. в книге "Поверхностная прочность материалов при трении" (Киев, "Техника") обобщили работы по изучению процессов трения и поверхностного разрушения, а также по вопросам образования вторичных структур при трении в условиях граничной смазки. Отмеченные вопросы рассмотрены более подробно в работе [30].
На основе приведенных литературных источников, а также анализа опубликованных трудов конференций, семинаров и др. можно подразделить вопросы развития триботехники на следующие части, которые содержат самостоятельные этапы [37]:
1) учение о трении и изнашивании деталей машин;
2)конструктивные решения вопросов трения и изнашивания;
3) технологические методы повышения износостойкости деталей;
4) эксплуатационные мероприятия по повышению долговечности машин.
6.1. Учение о трении и изнашивании деталей
Первые элементарные представления о трении и изнашивании исходили из чисто механической точки зрения, согласно которой механизм явлений заключается в том, что при скольжении неровности одной поверхности зацепляются за неровности сопряженной поверхности, что приводит к срезанию и выламыванию неровностей. В результате вырывов образуются новые неровности. Процесс продолжается с возможным выглаживанием поверхностей трения.