Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 56

Преимущество ФАБО перед другими финишными операциями состоит в том, что этот метод чрезвычайно прост и не требует сложного оборудования. ФАБО придает стальной или чугунной поверхности высокие антифрикционные свойства. После ФАБО цилиндр двигателя внутреннего сгорания как бы превращается на первый период работы в бронзовый, коэффициент трения между поршневым кольцом и зеркалом цилиндра уменьшается в 2 раза. Это может существенно отразиться на мощности двигателя.

Опыт использования ФАБО для цилиндров двигателя показал большое преимущество этого метода по сравнению только с одним хонинго- ванием. Износостойкость цилиндров и поршневых колец возросла в 1,4 раза.

Шейки коленчатых валов также целесообразно подвергать ФАБО, поскольку они и сопрягаемые с ними вкладыши лимитируют время приработки двигателей и часто подвергаются ремонтам. В этом направлении предстоят исследовательские работы.

Опыт применения ФАБО колес железнодорожного транспорта свидетельствует о целесообразности его применения в более широких масштабах.

8.6. Совершенствование смазывания деталей сочленений

Смазка резко снижает интенсивность изнашивания. Достаточно ввести в зону контакта деталей небольшое количество смазочного материала (толщина смазочного слоя 0,1 мкм), как сила трения может снизиться в 10 раз, а износ поверхностей трения до 1000 раз [37].

Современные машины и оборудование содержат большое число узлов трения (от десятков до тысяч), которые испытывают высокие давления, температуры и скорости скольжения. В России и за рубежом разработаны специальные смазочные системы, которые автоматически, через строго определенный промежуток времени, подают в зону трения заданное количество смазочного материала. В настоящее время уровень технического совершенства машин во многом определяется степенью организации смазывания узлов трения [1].