Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 42

С. Злотник, анализируя вопросы влияния износа на экономию топлива, рассматривает три группы факторов: изготовление продукции для замены изношенной; затраты на обслуживание и ремонт; противоречия между требованиями к КПД и износом. Потребление энергии на замену изношенной продукции в общем балансе потребления энергии не столь велико, однако имеет значение. Так, если только 5% промышленного выпуска идет на замену изношенной продукции и если исследования и разработки в области триботехники позволяют сократить эти потери на 10%, то, например, для США экономия составит 300 млн долларов, что эквивалентно ежегодному сбережению 715 тыс. т нефти, 142 млн кубических метров газа, 0,8 млн т угля и 4,5 млрд кВт. • ч электроэнергии. Естественно, при большей возможности снижения износа возрастает и экономия топлива.

Иллюстрируя второй фактор, можно указать, что расходы на обслуживание и ремонт самолетов, автомобилей и железнодорожного подвижного состава в США составляют 47 млрд долларов в год. Если принять, что расходы на топливо составляют 10% (по данным США, 10% валового национального продукта приходится на долю электроэнергии), а экономия от достижений триботехники составляет 10%, то суммарный выигрыш будет равен 470 млн долларов.

Третий фактор относится к разработке новых машин. Известно, что КПД повышается с ростом максимальной рабочей температуры двигателя внутреннего сгорания. Этот максимум ограничивается износом его деталей. Уменьшение габаритов машины приводит к повышению нагрузок на ее подвижные части. Однако на это имеются ограничения, связанные с определенным пределом интенсивности изнашивания за время службы системы.

Повышение скоростных характеристик позволяет снизить габариты машины, но повышение скорости приводит к повышению температур, что снижает износостойкость деталей.