Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 11

Вопросы повышения срока службы машин давно привлекали внимание инженерно-технических работников, однако в своей деятельности они руководствовались в основном эмпирическими данными. Развитие техники и машиностроения, в частности, придало проблеме повышения долговечности машин огромную значимость с точки зрения экономии материальных ресурсов и рабочей силы и приобщило к этой проблеме широкий круг конструкторов, технологов, эксплуатационников и ученых различных специальностей. Это позволило не только разработать конструктивные и технологические мероприятия по повышению срока службы машин и создать рациональные методы ухода за ними, но и на базе достижений физики, химии и металловедения заложить основы учения о трении, изнашивании и смазывании машин. Этой проблемой широко занимаются на заводах, в вузах и отраслевых научно-исследовательских институтах. Ей посвящают систематически проводимые совещания и конференции, по этим вопросам издают монографии и публикуют многочисленные журнальные статьи.

В отличие от высокого уровня постановки расчетов деталей и конструкций на прочность, жесткость и устойчивость современное состояние теории трения и изнашивания не дает конструктору надежных методов расчета сопряженных пар на износ и большинства изнашивающихся деталей на долговечность, на заранее предусматриваемый срок службы. Даже гидродинамическая теория смазки, развитие которой началось свыше 100 лет назад, не позволяет выполнить расчет подшипника с жидкостной смазкой с той же надежностью результатов, как расчет балки методами сопротивления материалов. Однако теория и инженерная практика повышения износостойкости и надежности работы трущихся деталей располагают большим количеством важных качественных зависимостей, результатов экспериментальных исследований и наблюдений, использование которых позволяет существенно повысить сроки службы машин. К сожалению, эти материалы не могут в полной мере использоваться вследствие их обширности и разрозненности. Систематизация, обобщение и представление их в доступной форме применительно к запросам студентов технических вузов, конструкторов, технологов и работников служб главного механика, заводских лабораторий и эксплуатационников — такую цель и имеет настоящее издание.