Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 124

Контактно-гидродинамическая теория смазки разрабатывалась A.M. Эртелем, А.И. Петрусевичем, А.Н. Грубиньм, М.В. Коровчинским, Д.С. Кодниром [5, 9] и др.

На рис. 3.9 представлена примерная форма зазора и ориентировочный график давления для катящихся друг по другу под нагрузкой цилиндров при наличии между ними разделяющего масляного слоя. Точка А — начало контакта на площадке касания несмазанных цилиндров. Перед контактом в масляном клине возникает давление, которое постепенно повышается и в некоторой области контакта распределяется, как и при трении без смазочного материала. В точке Д лежащей в задней половине контакта, зазор сужается и возникает пик давления. Место расположения

пика зависит от нагрузки, вязкости масла, скорости качения и др. По А.И. Петрусевичу пиковое давление несколько меньше наибольшего давления в центре площадки контакта. По его же исследованиям для образования пикового давления необходимо, чтобы давление в контакте было не ниже 200...300 МПа.

В первом приближении динамическая вязкость масла

где Tj0- вязкость масла при атмосферном давлении и температуре окружающей среды; р — давление в слое масла; с — пьезокоэффициент; b — температурный коэффициент вязкости; в — превышение температуры в слое масла над температурой окружающей среды.

Повышение давления и температуры оказывает противоположное действие на вязкость масел. При малом температурном коэффициенте вязкости или при умеренной температуре вязкость масла в контакте может быть весьма значительной, и, вероятно, масло пребывает в квазипластичном состоянии.

При качении со скольжением условия для образования жидкостной смазки более благоприятны, однако силы трения в контакте выше, чем при чистом качении. Отсюда следует, что при проскальзывании контактирующих поверхностей возрастают наибольшие приведенные напряжения, и зона действия наибольших касательных напряжений располагается на меньшей глубине основы.