Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 128

с повышением нагрузки возрастает температура, и граничная пленка местами разрушается трение, будет происходить без смазочного материала. Линия bb отделяет область трения при граничной смазке от области трения несмазываемых поверхностей.

Аналогично можно установить неустойчивость коэффициента трения при снижении скорости в зоне трения при граничной смазке и трения несмазываемых поверхностей и при падении вязкости смазочного материала в случае повышения температуры.

Если же режим трения соответствует точке, расположенной справа от линии аа, то в узком интервале изменения r\v/p сила трения стабильна. Например, кратковременное нарастание скорости скольжения поверхностей вызовет более сильное тепловыделение в подшипнике, вязкость смазочного материала уменьшится, коэффициент трения понизится, и характеристика режима восстановится. Своеобразное саморегулирование режима трения при жидкостной смазке обязано изменению вязкости масла с изменением температуры.

Фактор тр/р является характеристикой режимов трения при полужидкостной и жидкостной смазке. При других видах трения вязкостные свойства смазочного материала можно не принимать во внимание. Что касается изменения коэффициента трения при малых, близких к нулю, значениях характеристики режима, то в зависимости от материалов деталей и среды кривая от точки, соответствующей коэффициенту трения покоя (скорость скольжения V == 0), может монотонно убывать либо возрастать и, пройдя через максимум, снижаться вплоть до критического режима (минимального коэффициента трения).

Диаграмма Герси пригодна также для анализа явлений трения в подпятниках и парах трения с возвратно-поступательным движением. В этих

парах, как следует из диаграммы, на протяжении одного хода возможны различные режимы трения.