Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 153

Основную причину большего износа по массе цилиндрических втулок двигателей внутреннего сгорания по сравнению с износом поршневых колец А.А. Старосельский и А.А. Вассерман объясняют тем, что путь абразивных частиц во втулке в несколько раз превышает путь их по кольцу. При неодинаковых материалах пар трения явление осложняется, так как дополнительно выступает новый фактор, который может при соответствующих режимах трения свести на нет эффект влияния размера площади на скорость изнашивания.

Третья гипотеза [2] исходит из того, что разрушение при изнашивании происходит в отдельных "слабых" местах пятен контакта. Эти слабые места присущи материалу изделия и вновь создаются в результате деформации поверхностного слоя. Большая поверхность имеет больше слабых мест, поэтому она быстрее изнашивается.

На рис. 4.9 приведена диаграмма износов образцов из стали 45, испытанных на машине трения МИ при разных условиях и постоянных внешних параметрах режима трения. Длительность испытания была достаточной для определения с обычной точностью потери массы образцов. Как видно, соотношение износов изменяется. При случае I линейный износ образцов одинаков, хотя может казаться, что линейный износ поверхности, непрерывно находящейся в контакте, должен быть большим.

В результате испытаний на машине с возвратно-поступательным

движением при постоянных внешних параметрах хромированной стальной пластины площадью трения 50x25 мм2 и образца из серого перлитного чугуна площадью трения 2x25 мм2 выявлены следующие отношения износа к массе образцов:

Как видно, при смазывании маслом и нормальной температуре большая поверхность твердого хрома изнашивается интенсивнее, чем значительно менее твердый чугун. Добавка к маслу абразива увеличивает интенсивность изнашивания обеих поверхностей трения. Но так как мягкий чугун сильнее изнашивается абразивом, то разница износов образцов по массе заметно уменьшается. При трении в ванне со спиртом, охлаждающим и предохраняющим от окисления поверхности, и при трении в масляной ванне при температуре +IOO0C еще больше уменьшается разница между износами. Окислительное изнашивание чугуна при трении без смазочного материала и слабое абразивное изнашивание хрома приводит к изменению соотношения износов: чугунный образец стал изнашиваться в 40 раз быстрее хромированного.