Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 187

Сталь на поверхности обезуглероживается: F C + 4Н —> 3Fe + CH4. В результате наводороживания цементит дает губчатый феррит с очень плохими механическими свойствами. Реакция обезуглероживания подтверждена рентгеноструктурным фазовым анализом [57]. Одним из методов борьбы с водородным износом является введение в тормозной материал 2...30% окиси меди, которая восстанавливается водородом до чистой меди. Этот металл—наполнитель не только изменяет некоторые свойства фрикционного материала (например, теплопроводность), но и заметно влияет на процесс трения: ликвидируется перенос стали на фрикционный материал. Введение в тормозной материал алюминия как наполнителя не дало положительных результатов. Окислы алюминия имеют высокую твердость и вызывают абразивное изнашивание обоих элементов пары трения. В целом наполнитель не должен быть тверже, чем сопряженная поверхность, и его температура плавления должна быть ниже, чем у сопряженного материала [57].

Повреждение пластмассовых тормозных колодок железнодорожных вагонов. Тяжелые условия работы тормозных пластмассовых колодок железнодорожного транспорта вызывают большие повреждения поверхностей трения в результате переноса материала бандажа колеса. На рис.6.13 показана изношенная пластмассовая тормозная колодка. Пластмасса у конца колодки изношена до металлического каркаса. На ее рабочей поверхности заметен значительный перенос стали.

В практике эксплуатации железнодорожных вагонов с пластмассовыми тормозными колодками были случаи весьма большого намазывания металла на пластмассу. Масса перенесенного металла достигала 100 г на колодку. Процессы переноса стали в связи с ее наводороживани-

ем в тормозах вагонов изучали Ю.А. Евдокимов и В.И. Колесников. Цель их работы состояла в том, чтобы путем подбора пластмассы или присадок к ней создать электрическое поле в зоне контакта, которое бы не позволяло проникновению водорода в бандаж колеса. Проводимые исследования дали положительные результаты.