Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 237

В результате проведенных С.Г. Екименковым лабораторных и стендовых сравнительных испытаний при абразивном изнашивании чугунных (СЧ 18) и капролактамовых образцов и втулок в паре с незакаленной поверхностью цапфы из стали 45 при скоростях скольжения 0,07... 0,28 м/с и содержании абразива (кварца) в смазочном масле до 15% и на основании полевых испытаний подшипниковых узлов почвообрабатывающих машин (тракторных плугов и навесных культиваторов) было установлено следующее.

1.Износ пластмассовых пар меньше, чем пары сталь—чугун, в 2... 4 раза в полевых условиях и в 5...7 раз в лабораторных условиях.

2.Интенсивность изнашивания сопряженных деталей возрастает с увеличением концентрации абразива в масле и повышением давления. При содержании абразива в масле свыше 15 % интенсивность изнашивания несколько замедляется. Интенсивность изнашивания деталей пар с капролактамовыми втулками возрастает равномерно при увеличении давления до 3,9 МПа; интенсивность изнашивания пар с чугунными втулками возрастает более резко, в особенности при давлении 3,9 МПа, когда абразивное изнашивание сопровождается глубинным вырыванием вследствие схватывания.

3. Так как при смазывании чистым маслом интенсивность изнашивания пары стальная цапфа — капроновая втулка весьма мала, то небольшая добавка (2,5%) абразива к маслу вызывает резкое повышение интенсивности изнашивания, хотя она и остается меньше, чем в паре с чугунной втулкой.

Поскольку изнашивание цапфы производится в основном абразивом, шаржированным в поверхность полиамида, то, казалось бы, материал подшипника должен слабо влиять на изнашивание. На самом деле влияние это значительное, хотя и косвенное; большая податливость полиамида снижает пики местных контактных давлений. Более твердые фенопласты (ДСП, текстолит и др.) неудовлетворительно работают в условиях абразивного изнашивания.