Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 203

Для повышения прочности сцепления покрытия с подложкой и улучшения физико-механических свойств напыленных покрытий авторы работы применили способ оплавления поверхностей в среде инертных газов [37].

Работа узлов трения в режиме избирательного переноса обеспечивает снижение диффузии водорода в металл, так как сервовитная пленка, состоящая из меди, меньше пропускает водород в поверхность основного материала. Кроме того, медь обладает биоцидностью: она тормозит бактериальный рост микроорганизмов и тем способствует снижению биокоррозионных процессов.

Исследованиями установлено, что покрытия из самофлюсующегося сплава, легированного медью, имеют в 1,3...1,5 раз большую износостойкость по сравнению с покрытием без компонентов меди. Такое повышение износостойкости можно объяснить только за счет снижения биокоррозионного разрушения и приобретения покрытием защитных свойств от наводороживания.

Разработанная технология и оборудование для нанесения покрытий внедрены на предприятиях Республики Беларусь.

13. Водородное изнашивание поршневых колец двигателей внутреннего сгорания

Матюшенко В.Я., Соловей Н.Ф., Topon В.В. провели исследование водородного износа цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания и показали превалирующую роль как технологического, так и эксплуатационного водорода в изнашивании поршневых колец [30,40]. Определение содержания в деталях водорода авторы проводили методом вакуум-экстракции.

При работе трущейся пары цилиндр - поршневое кольцо происходит циклическое изменение знакопеременных нагрузок при высоких температурах и давлениях (10—12 МПа — в дизельных, 5,5 МПа—в карбюраторных двигателях; 3000 К).

Такие условия работы приводят к термомеханической деструкции рабочей среды с образованием свободного водорода и последующей адсорбцией его трущимися поверхностями цилиндров и поршневых колец. Периодическое возникновение бегущей волны напряжений (растяжение - сжатие) усиливает насыщение водородом деформируемых при трении приповерхностных объемов металла деталей.