Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 238

Касаясь некоторых других деталей и узлов, отметим, что усиленное изнашивание зубьев колес конических передач тракторов и подшипников и их валов является результатом попадания абразивных частиц в картер из-за недостаточной герметичности трансмиссии. По данным И.И. Tpe- пенкова, при эксплуатации гусеничных тракторов на почвах, содержащих свыше 70% песка, гусеница изнашивается через 800 ч при гарантийном сроке ее службы 2000 ч [19].

В зацеплении зубчатых колес происходит качение со скольжением. Опытамд при подобных условиях на роликах установлено, что износостойкость при абразивном изнашивании прямо пропорциональна среднеквадратичной величине твердостей трущихся поверхностей при неизменном химическом составе каждой из них. Этот вывод может быть распространен на колеса открытых зубчатых передач.

Преждевременный выход из строя шарико- и роликоподшипников самолетов, сельскохозяйственных, дорожно-строительных, горных и других машин часто бывает связан с проникновением в подшипник абразивных частиц вследствие неудовлетворительного уплотнения корпусов. Эти частицы вызывают износ дорожек качения, тел качения и сепараторов. Об удельном весе этого вида повреждения можно судить по тому факту, что в результате абразивного износа в год выходят из строя 1,5...2 млн. подшипников вагонеток для угольных шахт.

При большом скоплении абразива может произойти настолько сильное заклинивание подшипника, что из-за проворачивания колец относительно посадочных поверхностей будут изнашиваться не только кольца, но и вал, и корпус.

При запыленности окружающего пространства и сложности выполнения надежных уплотнительных устройств одной из самых простых мер предохранения тихоходных трущихся узлов от воздействия пыли является смазывание их пластичным смазочным материалом.