Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 204

Проведенные исследования показали, что поршневые кольца двигателей Д-50, Д-240, ЗМЗ-24, ЦД-10УД и др. в значительной степени подвержены как технологическому, так и эксплуатационному наводорожи- ванию. В табл. 6.5 и 6.6 приведено содержание диффузионно-активного водорода в поршневых кольцах отечественного и зарубежного производства в состоянии поставки.

Авторы работы отмечают, что в поршневых кольцах двигателя "Raba-Mann" (Икарус, Венгрия) в процессе эксплуатации концентрация диффузионно-активного водорода увеличивается почти на порядок (с 1,30 • IO5 до 12,2 • IO5 м3/кг). Установлено, что различные технологические операции обработки поверхности колец в разной степени влияют на процессы их наводороживания.

Авторы полагают, что в процессе эксплуатации связанный водород в поршневых кольцах значительно уменьшает износостойкость поршневых колец. С целью снижения такого влияния на износостойкость колец они предложили подвергать кольца обезводороживанию на разработанной ими установке. Установка позволяет не только обезводороживать детали, но и при изучении влияния водорода на износостойкость деталей производить их наводороживание.

Схема установки показана на рис. 6.32.

Она состоит из электропечи 1, термопар 2, 3 для контроля температуры в печи и камере термического обезводороживания 9, водяной рубашки 4, камеры для среды наводороживания 5 и вакуумной системы 6, 7 и 8. Водяная рубашка необходима для нормальной работы герметизирующего уплотнения.

Процесс обезводороживания колец осуществляется по следующей методике. Кольца промываются бензином, а затем четыреххлористым углеродом. После этого их помещают в камеру обезводороживания Р. Камеру герметизируют, соединяют с вакуумной системой и производят откачку до давления 1,33 • ICT4 Па. Паралельно с этим включается съемная электропечь и разогревается до температуры 523 К. Достигнутая температура поддерживается на заданном уровне. При достижения вакуума 1,33 • Ю-4 Па камеру обезводороживания помещают внутрь электропечи. В результате нагрева происходит дегазация газов из колец и удаление их в атмосферу. О начале дегазации судят по падению давления в системе. Окончание дагазации определяется достижением вакуума 1,33 • 10~4 Па. После этого выключается электропечь и камера остывает вместе с печью до температуры 293 К. При этой температуре в камеру запускается воздух, снимается камера, кольца извлекаются из камеры и промываются четыреххлористым углеродом.