Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 184

Трудности лабораторного воспроизведения этого процесса связаны с необходимостью пропускать через зону трения большой объем керосина, чтобы накопить достаточное количество упомянутых поверхностно- активных соединений.

Золотники топливных насосов, а также лопатки роторов насосов и сопряженные с ними детали не всегда имеют повреждения от водородного изнашивания в виде крупных задиров и микропереноса. Некоторые детали работают в режиме ВИДИС. Однако за несколько часов работы линейный износ трущихся поверхностей может составить 0,5 мм и более (при нормальной работе износ до 0,01 мм).

Повреждения пластмассовых тормозных колодок авиаколес. Перенос чугуна в узлах трения чугун — пластмасса, применяемых в некоторых тормозных устройствах колес самолетов, имеет широкие масштабы. Это является одной из причин частых смен тормозных пластмассовых колодок. На рис. 6.9 представлена колодка из пластмассы после эксплуатации. Рабочая поверхность колодок почти сплошь покрыта тонкой чугунной пленкой. Срок службы таких колодок очень низкий, иногда не превышал 40...50 посадок самолета.

Взамен пластмассы был создан фрикционный материал ретинакс с большей износостойкостью. Однако чугун переносился и на этот материал, хотя и при более высоких температурах и давлениях и в течение более длительного времени, чем при испытаниях колодок из пластмассы. Этим, вероятно, можно объяснить, что срок службы тормозных колодок из ретинакса в несколько раз выше, чем колодок из пластмассы 22 (рис. 6.10).

Исследования А.Н. Праведнико- ва показали особую роль водорода в термодеструкции пластмасс. Экспериментально установлено, что энергия активации при термодеструкции пластмасс находилась в пределах 125...300 кДж/моль. Однако для процесса в целом она значительно меньше, что свидетельствовало в данном случае о протекании цепной реакции, при которой должен быть агент-переносчик. Таким переносчиком оказался атомарный водород, который активен и может инициировать разложение органической молекулы. После разложения молекулы пластмассы водород молизуется и в дальнейшем уже менее активная молекула водорода входит в состав летучих продуктов вместе с другими продуктами как примесь. Расчеты А.Н. Праведникова показали, что такая роль водорода возможна даже при небольших его концентрациях.