Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 205

Проведенные ресурсные испытания двигателей ПД-10УД с обезво- дороженными кольцами показали увеличение износостойкости этих колец на всех этапах эксплуатации, включая заводскую приработку (для нижних колец около 15%, а для верхних - в 1,7 раза (рис. 6.33), а также снижение удельного расхода топлива до 2% [30].

Удаление водорода из поршневых колец снижает неоднородность структуры, остаточные напряжения и неравномерность физико-химических свойств приповерхностных слоев, что устраняет вероятность исходных очагов концентрации напряжений и, как следствие этого, улучшение эксплуатационных характеристик поверхностных слоев трущихся деталей.

Добавим ко всему сказанному, что снижение водородного изнашивания цилиндров двигателей внутреннего сгорания наиболее эффективно достигается применением ФАБО цилиндров [35].

14. Водородное изнашивание деталей топливных плунжерных насосов

В работе В.М. Юдина, М.Е. Ставровского и др. [56] показано, что в топливных насосах авиационных двигателей наиболее нагруженными деталями являются детали качающегося узла. В процессе эксплуатации трущиеся поверхности деталей интенсивно наводороживаются. Материалы деталей при работе находятся в постоянном контакте с водородосодер- жащей смазочной средой. Кроме того, авторами установлено, что в процессе технологической обработки поверхностей деталей происходит их наводороживание. Результаты экспериментов по изучению наводороживания стали Xl2М в процессе изготовления плунжеров для насоса представлены в табл. 6.7.

Определение содержания водорода производилось двумя методами: вакуум-экстракцией и на установке Леко РН-2е. Результаты экспериментов показали, что существует предел нагружения, соответствующий резкой интенсификации диффузии водорода в сталь. Так, изменение нагруз- ки на образец из стали Х12М с 20 МПа до 25 МПа приводит к увеличению концентрации в нем водорода в 2, 35 раза, а при аналогичном изменении нагрузки с 25 МПа до 30 МПа интенсивность наводороживания повысилась в 4,5 раза.