Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 259

Газовая коррозия, как и электрохимическая, не является видом изнашивания. Коррозия может проявляться при кавитационном разрушении и фреттинг-коррозии, во многих случаях протекает параллельно с эрозией, всегда облегчает ее и сопровождает процесс трения, в особенности трения без смазочного материала, существенно влияя на износ рабочих поверхностей деталей.

Коррозия рабочих поверхностей деталей у неработающих машин снижает износостойкость пар трения по следующим причинам: у неработающих пар ухудшается качество поверхности и после пуска машины снова начинается приработка; продукты коррозии действуют как абразив; срабатывание продуктов коррозии, происходящее за малое время, сопряжено с быстрым изменением линейных размеров детали в неблагоприятную сторону. Иногда действуют особые условия. У неработающих электрических машин, установленных в сырых местах, угольно-графитная щетка, коллектор или контактное кольцо и влажный воздух между ними образуют гальванический элемент. В итоге на коллекторах и контактных кольцах образуются пятна матового оттенка, под щеткой появляется окись. При работе машины пятна вызывают искрение щеток, шероховатость мест пятнообразования возрастает, что усиливает искрение щеток.

Даже небольшая коррозия на контактирующих металлических поверхностях (сталь UIX15), работающих в условиях трения качения и высоких нагрузок, как и насыщение смазочного материала влагой, сильно снижает предел контактной выносливости поверхностей.

Атмосферная коррозия и наводороживание. При атмосферной коррозии происходит интенсивное наводороживание стальных деталей. У стали, насыщенной водородом, резко снижается сопротивление механическим нагрузкам и износостойкость (см. гл.6).

Интенсивность наводороживания при атмосферной коррозии зависит от влажности и загрязненности воздуха промышленными газами, например H2S. Данные К.В. Попова по поглощению водорода образцами из стали 20 при атмосферной коррозии в различных климатических условиях приведены в табл. 9.1.