Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 255

Химическая коррозия протекает при взаимодействии металлов с сухими газами и парами и жидкими неэлектролитами. Остановимся на газовой коррозии. Этому виду коррозии подвержены в большей или меньшей степени цилиндры двигателей внутреннего сгорания, выпускные клапаны, камеры сгорания газовых турбин, элементы паровых котлов и пароперегревателей, арматура печей и т. п. Среди процессов газовой коррозии наиболее часто встречается окисление металла при высоких температурах за счет кислорода воздуха или CO2 и O2 в продуктах сгорания топлива [6].

На поверхности углеродистой стали газовая коррозия проявляется в виде пленок окислов уже при температуре 200...300°С. С повышением температуры примерно до 600°С в связи с образованием под действием внутренних напряжений трещин в защитной пленке скорость коррозии возрастает, оставаясь все же довольно низкой. При дальнейшем подъеме температуры скорость коррозии резко увеличивается, и образуется окалина.

Опыты с образованием окислов на чугунах в различных газовых средах, выполненные Э.О. Травицкой, показали, что скорость коррозии при возрастании температуры от 500 до 800°С увеличивается в сухих газах в 11...13 раз и во влажных в 20 раз. Скорость окисления в среде CO2 не только выше, чем в воздухе (сухом и влажном), но и выше, чем в O2.

На алюминии и его сплавах защитная пленка быстро достигает наибольшей толщины при температуре 300...600°С, прекращая процесс газовой коррозии. У железоуглеродистых сплавов при газовой коррозии наблюдается обезуглероживание поверхностных слоев металла, что снижает его механические характеристики, при этом существенно уменьшается сопротивление усталости й поверхностная твердость.

Поскольку объем окислов больше, чем объем металла, из которого они образовались, то проникновение окисляющих газов в микротрещины и по границам графитовых включений приводит к "росту чугуна" — увеличению его объема, что иногда наблюдается при газовой коррозии не подвергнутого старению чугуна.