Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 188

Разрушение стальной поверхности коленчатых валов компрессоров. Наводороживание и разрушение стальной поверхности трения может возникнуть в таких сочленениях, как баббитовый подшипник—шейка коленчатого вала. Например, перенос стали вала компрессора на поверхность подшипника возникал в процессе приработки подшипника после изготовления компрессора; смазочный материал содержал коррозионно- активные присадки, предназначенные для ускорения приработки. После разрушения поверхностного слоя вала частицы стали распределялись по поверхности баббита, подобно тому как это наблюдалось на подпятниках керосиновых насосов.

7.3. Некоторые методические вопросы при изучении водородного изнашивания

При изучении наводороживания металлов в процессе трения следует учитывать, что распределение водорода в поверхностном слое отлича- ется от такового при электролитическом наводороживании. В последнем наибольшую концентрацию водорода имеют слои металла, прилегающие к поверхности; концентрация водорода по глубине постепенно уменьшается. В зависимости от концентрации водорода в поверхностном слое образуются внутренние напряжения сжатия, распределение которых отражает содержание водорода.

На рис.6.14 приведена кривая распределения напряжений по сечению образца аустенитной стали, содержащей 22% Cr и 21% Ni, после 7 ч электрического насыщения при температуре 24°С. В поверхностном слое напряжения сжатия достигают громадной величины (по данным М. Смил- ковского, предел прочности стали в исходном состоянии приблизительно 260 МПа).

Динамика распределения концентрации водорода в поверхностном слое при трении. При трении накопление водорода в поверхностном слое происходит более интенсивно, его концентрация в поверхностном слое более высокая, чем при электролитическом наводороживании.