Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 254

Делаются попытки использовать химико-диффузионные процессы при трении для упрочнения поверхностей трения.

Белый слой является ярким проявлением образования новых структур. Помимо него в процессе трения в связи с температурным фактором возможны коагуляция структурных составляющих, закалка и отпуск, что может привести к образованию ультрамикроскопических трещин.

На вкладышах подшипников с антифрикционным слоем оловянного баббита иногда образуется, напоминающая по внешнему виду нагар, твердая корка, не поддающаяся действию напильника и шабера. Относительно чаще такая корка, неравномерная по толщине в наиболее нагруженной части подшипника до 0,4 мм, встречается в рамовых, мотылевых и головных подшипниках дизелей. По данным химического анализа, она содержит окислы олова, меди, сурьмы и небольшое количество углеродистых веществ. Твердость корки определяется содержанием наиболее твердого из окислов — окисла олова. Причины образования корки — местные повторяющиеся перегревы поверхности трения вследствие недостаточного смазывания либо наличие воздуха в масле. Эта корка обладает высокой износостойкостью, однако при разрушении ее крупные частицы будут действовать как абразив.

Глава 9 КОРРОЗИЯ, КАВИТАЦИОННОЕ И ЭРОЗИОННОЕ ИЗНАШИВАНИЕ

1. Коррозия [4]

Коррозией называют разрушение поверхности металла в результате химического или электрохимического воздействия среды. Чистая металлическая поверхность легко подвергается химическому воздействию сре- Vtbi. Однако, если в процессе начавшейся коррозии продукты ее образуют прочно связанную с металлом пленку, изолирующую поверхность от коррозионной среды, то металл приобретает пассивность по отношению к ней. Процесс искусственного образования тонких окисных пленок на. поверхности металла для защиты его от коррозии и придания изделию лучшего вида называют пассивированием. Способностью к пассивированию обладают железо, никель, хром, алюминий и другие металлы.