Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 258

Возникновение коррозии объясняется следующим. При циклическом деформировании поверхностей сферы и плоскости происходит попере

менно выталкивание и вклинивание воздуха в пространство между ними. Вследствие большой частоты циклов и сопротивления воздух неравномерно омывает поверхности вокруг площадки постоянного контакта. Чем ближе к зоне /, тем менее доступно для воздуха клиновое пространство. Зоны II...IV являются анодом. Наибольшему коррозионному воздействию подвержена зона //, где действуют значительные переменные напряжения и относительно высокие температуры.

Пыль, даже химически неактивная, оседая на незащищенную металлическую поверхность или находясь под слоем смазочного материала, вызывает коррозию. Это объясняется тем, что к местам, покрытым пылью, затруднен доступ воздуха и ухудшается взаимодействие смазочного материала с металлом. Пыль поверх смазочного материала подобного эффекта не производит.

В газотурбинных двигателях при использовании в качестве топлива высокосернистых мазутов с большим содержанием ванадия и натрия Р.А. Лапштейн и др. установили возникновение коррозии жаропрочных сталей и сплава нимоник. При температуре около 600°С на сталях и сплаве образуется защитная пленка окислов OcFe2O3 — аСг 203 или FeCr2O4 и NiFe2O4. В процессе горения топлива образуется V2O5, а хлористый натрий переходит в Na2SO4 с образованием их производных, входящих в состав золы. У соединения NzlO • V2O5H им подобных более низкая температура плавления, чем у V2O5. Уже при температуре 650°С происходит плавление. Расплавленные соединения растворяют защитную окисную пленку, образуют поры в окалине, проникают к границе сплав — окисел, способствуя дальнейшему разрушению окисла. Процесс окисления начинается вновь.