Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 302

Аналогичное явление должно быть и на некотором участке вала со стороны левого торца шестерни.

Повреждения поверхностей вследствие фреттинг-коррозии служат концентраторами напряжений и снижают предел выносливости. Более сильное действие оказывает электроэрозия: образуются вакантные (не занятые атомами) места в кристаллической решетке в результате термотоков, возникающих при неравномерном распределении температур в зоне неметаллического контакта трущихся металлов [2]. Снижение сопротивления усталости от действия этих факторов колеблется в широких пределах (10...60%). Иногда усталостные трещины из-за фреттинг-коррозии появляются на валах под напрессованными деталями в местах, расположенных вдали от расчетных опасных сечений. Автомобильная фирма "Рольс- Ройс" (Англия) около 60 лет назад столкнулась с фактами коррозионных повреждений и последующих поломок листов рессор автомобилей. Предполагая вначале, что коррозия является следствием проникновения влаги между листами, фирма тщательно обработала рабочие поверхности листов. Однако корродирование и разрушение продолжалось. Так и не установив причин этого явления, фирма вышла из создавшегося положения, введя кадмиевое покрытие листов. Фактически здесь имела место фреттинг-коррозия, которая в то время не была еще широко известна как особое явление.

Контактирующиеся поверхности могут повредиться вследствие фреттинг-коррозии и во время бездействия машины, от вибрации, возбуждаемой работающими механизмами и передаваемой через пол цеха, набор корпуса судна, фюзеляж самолета и т.д. Подобное явление возможно и при перевозках машин.

Поучительный случай фреттинг-коррозии в сочетании со схватыванием наблюдался в старой конструкции конического сопряжения воздушного винта с валом, приводимым в движение поршневым двигателем. Винт, обладая большим моментом инерции, вращался равномерно. Вал под действием момента, изменяющегося в соответствии с тангенциальным усилием, вращался с переменной угловой скоростью, что вызывало относительное смещение вала и втулки винта. Такой же эффект оказывал изгиб носка вала. Дополнительно влияли крутильные колебания вала и вибрации лопастей.