Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 339
Иногда обнаруживается еще один максимум износа; он находится в районе первого поршневого кольца в положении НМТ. Бочкообразный износ цилиндров наблюдается в автотракторных двигателях при работе на загрязненном масле, когда абразивные частицы забрасываются на зеркало цилиндра, и в крупных судовых дизелях при недостаточном количестве смазочного материала вследствие конструктивных недоработок смазочной системы.
На рис. 16.9 приведены статистические кривые диаметральных износов AD в двух взаимно перпендикулярных плоскостях рабочих втулок двухтактного судового дизеля 8ДР 43/61 с поперечной продувкой (диаметр цилиндра 430 мм, ход поршня 610 мм). Проставленные на горизонталях цифры указывают число втулок, по замерам диаметров которых были получены исходные данные. Средние скорости изнашивания на уровне BMT в плоскости вращения шатуна и по оси коленчатого вала почти равны. По мере продвижения вниз разность между износами
перпендикулярно оси вала и по его оси увеличивается. Наибольший износ отмечается на перемычках выпускных окон. Это объясняется тем, что даже при охлаждении перемычек трение на них происходит при полужидкостной смазке; к тому же смазочное масло загрязнено частицами нагара, оседающими из отходящих газов. Частицы нагара и продукты износа при восходящем ходе поршня с перемычек попадают на втулку, в результате износ во всех поясах над окнами, за исключением самого верхнего, больше в плоскости вращения шатуна. Верхний пояс только в 51% случаев имел больший износ по этому диаметру. В самом нижнем поясе оба износа одинаковы. Более точную картину распределения износа дают радиальные измерения с помощью специального нутромера и методы определения местного износа.
Для показа характера радиального износа цилиндра воспользуемся некоторыми результатами стендовых испытаний четырехтактного четырехцилиндрового дизеля 4Г17 5/24, полученными А.А. Старосельским, А.А. Вассерманом и B.C. Семеновым [4].