Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 337

В металлорежущих станках неравномерность износа по длине бывает связана с особенностями их использования. Например, на универсальном токарном станке обтачиваются в центрах валики различной длины. Так как перемещение суппорта начинается со стороны переднего центра, независимо от длины вала, то пути трения суппорта по длине направляющих станины будут тем больше, чем ближе сечение к переднему центру.

Вторую подгруппу образуют пары, у которых направляющие станины имеют ограниченную длину, суппорт свешивается с них при своем движении. Номинальная площадь контакта пар непостоянна; вследствие этого, а также в связи с изменениями во взаимном положении приложенных и реактивных сил эпюра давлений переменна на участках свешивания. Если суппорт свешивается с направляющих по обе стороны, то в смысле условий изнашивания станина и суппорт меняются местами. Износ направляющих станины более равномерен при свешивании суппорта.

Расчет формы износа направляющих металлорежущих станков впервые выполнен А.С. Прониковым, у которого мы заимствовали идею объединения пар трения в группы [2].

Пятую группу образуют цилиндры, поршни и поршневые кольца паровых машин, двигателей внутреннего сгорания и компрессоров, цилиндрические золотники, золотниковые втулки и кольца,

Цилиндры вертикальных паровых машин изнашиваются под действием сил упругости поршневых колец и давления пара. В мертвых точках давление пара наибольшее, скорость скольжения равна нулю, а вблизи мертвой точки мала. В середине хода скорость близка к максимальной, давление пара снижается. Распределение износа по длине хода поршня зависит от того, какой фактор (давление на стеНку или скорость) является превалирующим в данных условиях изнашивания. При обычной точности изготовления и сборки и нормальной эксплуатации больше изнашивается средняя часть цилиндра, его рабочая поверхность принимает бочкообразную форму. Опытные данные B.C. Семенова указывают на то, что коэффициент трения между кольцом и цилиндром возрастает при прочих равных условиях с увеличением скорости [4].