Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 305

Имеется ли местный нагрев образцов при испытании на фреттинг- коррозию, вопрос спорный. Одни утверждают, что разогрева не может быть, так как скорости скольжения малы, другие говорят, что разогрев может быть до температуры 700°С. По нашему мнению, нагрев може^ быть значительным, так как в зоне контакта можно наблюдать структурные изменения стали. Повышение температуры в зоне контакта подтверждают результаты исследований, приведенные в работе [1].

3. Механизм фреттинг-коррозии

Рассмотрим один из случаев повреждения фланца корпуса агрегата, наглядно иллюстрирующий механизм фреттинг-коррозии. При ремонте авиационного двигателя было обнаружено значительное развитие процесса фреттинг-коррозии на фланце агрегата двигателя: на торце фланца было заметно вспучивание материала (рис. 12.9). Повреждения по плоскости фланца располагались вблизи шпилек и характеризовались большой пластической деформацией. Материал фланца в местах повреждения находился как бы в расплавленном состоянии и был покрыт темной окисной пленкой.

В одном из повреждений находилось металлическое включение в форме шарика диаметром приблизительно 2 мм. Металлографический анализ показал, что материал шарика отличается от материала фланца; он обладает значительно большей твердостью и не травится обычными трави- телями для черных сплавов. Исследование шлифа под микроскопом свидетельствовало о большой пластической деформации материала шарика. В некоторых местах в сечении шарика были обнаружены окислы, подвергнутые также большой деформации в процессе течения основного материала шарика.

Возникает вопрос, как образовался металлический шарик в месте повреждений и почему его материал отличен от материала фланца. Не касаясь сложных физико-химических процессов, происходящих в зоне контакта и приводящих к образованию закалочных структур, укажем, что в процессе работы на фланце появилась трещина, которая привела к выкрашиванию кусочка материала фланца. Этот кусочек под действием вибрации поворачивался и обтачивался твердыми окислами — продуктами износа. Наличие высоких температур, громадных давлений и пластических деформаций привело к изменению структуры материала шарика.