Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 266

Эрозионному изнашиванию подвержены стальные и чугунные поршневые кольца авиационных двигателей (рис. 9.7). Кольцо скользило по хромированной поверхности восстановленного при ремонте зеркала цилиндра. Из-за плохой прирабатываемости колец не обеспечивается достаточное их прилегание к стенкам цилиндра, происходит прорыв газов и интенсивный местный нагрев рабочей поверхности кольца. Отдельные, наиболее размягченные частицы металла отрываются и уносятся потоком газов. Более стойкие структурные составляющие, оказываясь изолированными, тоже поддаются разрушению. На поверхности образуются продолговатые раковины ветвистого строения (см. рис. 9.7). Эрозионное изнашивание начинается часто с микроцарапин, возникающих при схватывании поверхностей трения. Эрозионному повреждению в данном случае сопутствует образование белого слоя. Уменьшить разрушение колец

можно улучшением их приработки. Характерно, что на чугунных хромированных кольцах, работающих по азотированной поверхности цилиндра заводского производства, эрозия не наблюдалась.

В начале эксплуатации крупнотоннажных одновинтовых танкеров были случаи эрозионных повреждений подшипников аварийного характера. Гребные валы диаметром свыше 600 мм, облицованные бронзовой рубашкой, работают в обычных баккаутовых подшипниках при смазывании водой. Повреждения на рубашке имели вид явно выраженных продолговатых пятен, равномерно расположенных по окружности по числу лопастей гребного винта, на некотором расстоянии от кормового среза дейдвудной трубы. Пятна были покрыты глубокими рисками. Набор баккаутовых колец, в отличие от обычного для него износа, в том же районе имел глубокие местные язвины; наблюдался даже вырыв планок. На одном из судов, где гребной вал был уложен на подшипники из резиноме- таллических сегментов, некоторые сегменты были разрушены и сорваны с мест.