Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 292

Пластическое деформирование поверхности цилиндра при увеличении сил трения в определенных условиях приводит к образованию белого слоя, который слабо связан с основанием и легко выкрашивается, Частицы белого слоя имеют высокую твердость, могут вызвать задиры поверхности. Образование белого слоя не обязательно должно предшествовать задиру и может в некоторых случаях происходить при самом задире. Форсированная приработка может привести к образованию белого слоя со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Иногда бывает трудно установить причины задира. Этому помогает сопоставление и анализ различных фактов, порой не имеющих непосредственного отношения к задиру. Например, в качестве главных судовых двигателей на серии судов применяют восьмицилиндровые тронко- вые двухтактные дизели со щелевой продувкой — по два на один гребной вал через редукторный привод; один из дизелей правого, другой левого вращения. Задиры отмечались на правом дизель-агрегате, причем преимущественно на последних цилиндрах. В этих двигателях отработавшие газы отводятся в общий коллектор и движутся по направлению к восьмому цилиндру. Последние цилиндры обоих двигателей подвергаются более сильному абразивному действию частиц нагара, занесенных из коллекторов на тронк поршня. Но в правом двигателе поршень на рабочем ходу "привален" к цилиндру на стороне выпускных окон, а на левом двигателе он привален на стороне впускных окон. Поэтому в правом двигателе абразивные частицы прижимаются поршнем к цилиндру с большей силой и на большей части хода, чем на левом двигателе. В этом заключалась причина более частых задиров правых двигателей. Применение бронзовых поясков на поршнях было одним из важных мероприятий по улучшению и предотвращению задиров.