Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 340
На рис. 16.10 даны диаграммы радиального износа цилиндровых втулок в поясе вблизи ВМТ. Асимметрия износа поверхности трения рабочих цилиндров двигателей внутреннего сгорания обусловлена несимметричностью температурного поля втулки или цилиндра, различной степенью воздействия абразивных частиц на поверхность трения и условиями смазывания.
Неравномерность износа цилиндра по высоте и действие абразивных частиц, естественно, приводят к неравномерности износа поршневых колец. Профиль попереч-ного сечения изношенного кольца приведен нарис. 16.11.
Шестая группа — винтовые пары. Это, в первую очередь, передача винт — гайка. Среднее давление в паре трения передаточный винт — гайка мало. Распределение износа в радиальном направлении связано с деформацией деталей под нагрузкой, а по длине — с раздачей усилий по
виткам гайки и изменениями в раздаче с течением времени. Достаточные сведения о характере микроизменения поверхностей трения отсутствуют.
К седьмой группе относят зубчато-винтовые передачи. Изменение конфигурации зубьев при недостаточной твердости материала рабочих поверхностей рассматривалось в гл. 8, в дальнейшем предполагаем, что пластическая деформация визуально не обнаруживается.
Неравномерность износа зубьев цилиндрических прямозубых колес по длине обусловлена неравномерным распределением нагрузки, вызванным упругими деформациями валов и колес, упругими смещениями подшипников и их неравномерной выработкой, несимметричным расположением венца относительно ступицы и погрешностями обработки и сборки деталей передачи. Зуб бокового эвольвентного профиля тоже изнашивается неравномерно, в соответствии с различными величинами удельной скорости скольжения и сил трения по профилю, а также с погрешностями его изготовления.