Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 300

Язвины и продукты коррозии на сопряженных поверхностях валов и напрессованных на них дисков, колес, муфт и колец подшипников качения, на осях и ступицах колес подвижного состава железных дорог, на запрессованных в картерах вкладышах подшипников, на пригнанных поверхностях шпонок и их пазов, на центрирующих поверхностях шли- цевых соединений, на опорах силоизмерительных устройств, на опорных поверхностях пружин, на затянутых стыках, в заклепочных соединениях между листами, на заклепках и в отверстиях, на болтах и т. п. — результат проявления фреттинг-коррозии (рис. 12.1.). Она возникает на образцах в местах контакта с цанговыми зажимами машин для испытания на усталость. Фреттинг-коррозия наблюдается в проволочных канатах, электровыключателях, рубильниках и штепсельных разъемах (рис. 12.2.). Продукты фреттинг-коррозии накапливаются в виде порошков, содержащих металлические частицы. Они образуются в результате трения алюминиевого контейнера при его перевозке о металлические части судна и являются взрывоопасными. В случае выпадения порошков износа из зоны трения происходит ослабление посадок с натягом.

Необходимые для протекания этого процесса относительные микросмещения сопряженных поверхностей совершаются вследствие деформации деталей под нагрузкой и вибрации их, а также колебаний, происходящих в упругих системах. Сказанное поясним на ряде примеров.

Пусть напрессованное на ось ходовое колесо (рис. 12.3) обладает осевой симметрией. Давления от посадки с натягом распределены равномерно по окружности. Приложение силы Q изменяет картину — давление становится неравномерным: в точке В выше, чем в точке А. При вращении колеса волна смятия перемещается по окружности с угловой скоростью. На посадочной поверхности имеют место как радиальные, так и тангенциальные, а также осевые перемещения. Аналогично протекает явление в поперечных сечениях вала и ступицы зубчатого колеса под действием окружного и распорного усилий.