Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 365

Поскольку многие научные работники и инженеры внесли большой вклад в изучение механизма ИП и его применение в технике и в настоящее время некоторые из них стали ведущими специалистами по отдельным изложенным в книге вопросам, автор этой книги счел необходимым результаты работ этих специалистов представить в виде самостоятельных разделов.

Однако не все вошло во вторую часть книги. Вопросы изучения и применения финишной антифрикционной безабразивной обработки деталей, а также методы безразборного восстановления изношенных трущихся узлов в процессе эксплуатации машин, использование избирательного переноса с целью ускорения обкатки автомобильных и тракторных двигателей рассмотрены кратко. Подробно эти вопросы должны быть изложены в специальном курсе "Триботехника (технологические и эксплуатационные методы)", который автор предполагает издать в ближайшем будущем.

Глава 1 МЕХАНИЗМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА ПРИ ТРЕНИИ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1. Обнаружение избирательного переноса при трении (эффект безызносности)

В середине 50-х гг. при исследовании технического состояния шасси самолетов было обнаружено явление самопроизвольного образования тонкой пленки меди в парах трения бронза—сталь при смазывании их спиртоглицериновой смесью. Пленка меди толщиной 1...2 мкм в процессе трения покрывала как бронзу, так и сталь. Она резко снижала износ узла трения и уменьшала силу трения примерно в 10 раз. Почти в то же время подобное явление было обнаружено в парах трения сталь—бронза при смазывании смазкой ЦИАТИМ- 201 (в шарнирно-болтовых соединениях самолетов). А несколько позднее также в паре сталь—сталь в узлах трения компрессора домашнего холодильника при смазывании масло- фреоновой смесью.