Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 335

Как уже упоминалось, в результате отсутствия в подшипнике смазочного материала зона износа подшипника смещается в направлении, противоположном движению. На рис. 16.4 показана зона износа (заштрихована) подшипника при трении без смазочного материала. Коррозия подшипника смещает место износа в сторону вращения (рис. 16.5). Абразивное изнашивание подшипника вызывает появление на поверхностях трения рисок. Износы велики и могут в 30 раз превосходить коррозион-

ный износ. Зона износа находится вблизи контакта поверхностей в состоянии покоя подшипника (рис. 16.6).

Геометрия износа колодочных тормозов определяется главным образом конструкцией подвески и зависит от направления вращения колеса или шкива. Этому вопросу посвящены работы JI.М. Пыжевича [3].

К третьей группе относят вращательные пары с неравномерным износом по окружности обеих поверхностей трения. Разумеется, в нее входят и шарниры, т. е. вращательные пары с углом относительного качания звеньев менее 360°.

Дальнейший анализ рассматриваемых пар нуждается в привлечении векторных или полярных диаграмм нагрузки. Если из произвольной точки как из центра построить векторы равнодействующих радиальных сил, последовательно приложенных к поверхности цапфы или подшипника на протяжении рабочего цикла машины, и противоположные точки соединить, то получим векторную диаграмму давлений на цапфу и подшипник. Простейшие векторные диаграммы имеют элементы вращательных пар второй группы. Так, векторная диаграмма давления на цапфу вращающегося вала, нагруженную постоянной по величине и направлению силой, представляет собой окружность; для подшипника эта диаграмма будет представлять собой точку, радиус-вектор которой равен величине силы, а полярный угол — нулю, причем полярная ось направлена по вектору силы. Наоборот, векторные диаграммы нагрузки цапфы, находящейся под действием центробежной силы и вращающейся со скоростью вала, и неподвижной цапфы, сопрягающейся с вращающимся подшипником под постоянной радиальной нагрузкой, представляют собой точку, а векторные диаграммы давлений на подшипники — окружности.