Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 321

Если трещина зародилась на глубине, то на известной стадии ее развития она может выйти на поверхность. Первичная трещина распространяется, независимо от пункта ее зарождения, наклонно к поверхности в соответствии с направлением приведенного напряжения и приобретенной благодаря пластической деформации анизотропии материала. В трещину с поверхности проникает масло. Когда открытый конец трещины вступает в контакт с сопряженной поверхностью, выход для масла закрывается. В масле под нагрузкой в контакте возникает высокое давление, распирающее стенки трещины. При повторных нагружениях трещина углубляется, а затем выходит на поверхность, отделяя выкрашиваю- ЩИЙ9Я объем металла (рис. 14-2). На поверхностях с постоянным направлением обкатывания раковины имеют веерообразную форму. Исследования выкрошившихся частиц показали, что поверхность первичной тре-

щины гладкая или ступенчатая, в то время как остальная ее поверхность рваная. Под электронным микроскопом у гладкой поверхности обнаруживается изменение исходной структуры. Выявлены подповерхностные трещины в основном материале в зоне выкрашивания.

При отсутствии масла образуются начальные трещины такого же характера, но вследствие износа вершин неровностей, на которых начинаются трещины, последние не успевают распространиться вглубь. Поэтому в открытых зубчатых передачах, в которых мало смазочного материала и на поверхности трения оседают абразивные частицы, питтинг наблюдается редко.

При качении со скольжением опережающая поверхность имеет, по различным данным, на 30... 100% более высокий предел выносливости, чем отстающая поверхность из той же стали, мягкой или средней твердости. Г.К. Трубин дал такое объяснение этому факту [2].

Силы трения в контакте на опережающей поверхности направлены против, а на отстающей — по скорости скольжения. Сообразно действию касательных сил, в контакте развиваются поверхностные трещины, направление которых показано.на рис. 14.3. Раскрытая трещина на отстающей поверхности 2 развивается навстречу направлению действия. Масло с большой скоростью поступает в трещину и производит на ее стенки распирающее действие, близкое к ударному. Вслед за этим трещина закрывается, и давление на стенки еще больше возрастает. На опережающей поверхности 1 гидродинамическое давление в слое смазочного материала выдавливает масло из трещины. Поэтому на опережающей по-