Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 336

Используя векторную диаграмму нагрузки, можно построить приближенную картину распределения износа по окружности, известную под названием диаграммы износа. Причиной износа шейки конусной формы является особенность подвода смазочного масла от коренного подшипника к шатунному по наклонному каналу в коленчатом валу (рис. 16.7). Механические частицы, имеющиеся в масле, отбрасываются под действием центробежной силы к верхней образующей канала, в первую очередь — более крупные частицы, так как мелким труднее преодолеть сопротивление вязкости масла. Выйдя из канала, частицы увлекаются потоком масла, причем значительно большая концентрация частиц имеется на стороне противоположной наклону канала. Тем же потоком механические частицы распространяются и по окружности. Частично происходит их внедрение в баббитовый слой вкладыша, в результате усиливается абразивное изнашивание шейки. Части шейки и подшипника, смазываемые более загрязненным маслом, изнашиваются сильнее.

Четвертая группа объединяет направляющие скольжения прямолинейного движения столов, суппортов, ползунов и аналогичного типа деталей металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, поршневых двигателей и других машин. Условия работы направляющих существенно различаются. В металлорежущих станках встречаются большие длины ходов, скорости скольжения изменяются в широких пределах. Для направляющих кузнечно-прессовых машин характерны большие осевые усилия в направлении перемещения и повышенные температуры. Направляющие крейцкопфов (ползунов) поршневых машин отличаются высокими значениями средних скоростей.

Четвертую группу можно разделить на две подгруппы. В первую входят пары трения с длиной хода большей, чем длина направляющих суппорта (ползуна). Это пары, в которых при неравных площадях трения поверхность меньшей площади все время контактирует с сопряженной поверхностью на различиях ее участках в последовательности, зависящей от назначения и условий использования машины. Износ направляющих станин этой подгруппы по длине неравномерен по различным причинам. В параллелях, служащих направляющими для ползунов, это вызвано переменными давлением и скоростью скольжения по длине хода и особенностями конструкции. В главных судовых поршневых машинах, которые бывают только вертикального исполнения, наибольший износ приходится на среднюю часть, т.е. зону с максимальным силовым воздействием на ползун и со скоростями, близкими к максимальным. У параллелей горизонтальных поршневых машин наблюдается наибольший износ в одной из крайних точек ползуна или равномерный износ по всей длине хода, что объясняется наличием или отсутствием контрштоков у поршней, работой параллелей как балки в зависимости от числа опор и другими причинами.