Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 454

Прежде чем применить процесс фрикционного латунирования в авиационных подразделениях, необходимо было провести ряд исследований по оценке эффективности этого метода: его влияния на задиростойкость стальных деталей, на усталостную прочность, коррозионную стойкость, шероховатость стальной поверхности и др. Все эти вопросы были подробно изучены [12,40], и лишь после этого фрикционное латунирование было применено в авиаремонтных предприятиях [52].

Использование фрикционного латунирования в шарнирно-болтовых сочленениях полностью исключило задиры стальных поверхностей в процессе эксплуатации и повысило срок их службы.

2.2. Силовые цилиндры гидравлической системы

Наименее износостойкими местами цилиндров является лабиринтное уплотнение и место контакта крышки цилиндра с торцом штока. Вследствие образования задиров на сопряженных поясков штока и цилиндра происходит их интенсивный износ и недопустимо большое увеличение внутренних утечек рабочей жидкости через лабиринтное уплотнение.

В то же время из-за ударного характера соприкосновения торца штока с крышкой цилиндра на поверхности последней происходит оттеснение слоя кадмия (антикоррозионного покрытия), оголение стальной поверхности и схватывание материала штока и цилиндра, что приводит к вырыву материала с поверхности крышки. Образующиеся при этом продукты износа в виде стальных частиц засоряют гидравлическую систему, снижая надежность работы гидравлических агрегатов.

Фрикционное латунирование поверхностей лабиринтных поясков и торца штока улучшает прирабатываемость элементов лабиринтного уплотнения и существенно уменьшает утечки, а также полностью устраняет разрушение поверхности крышки и цилиндра [12].

Фрикционное латунирование в авиационной технике можно использовать также для предохранения от схватывания поверхностей деталей, устанавливаемых с натягом и периодически демонтируемых. Позднее процесс "Фрикционного латунирования" был переименован в "Финишную антифрикционную безабразивную обработку" - ФАБО процесс. Детали топливной аппаратуры Работа к.т.н. Г.И. Румянцева