Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 517

Перегрузка редуктора не повлияла на состояние и износ зубьев колеса. Эксперимент показал, что в первоначальный период, работая в режиме ИП, редуктор быстро (за 40 мин) приработался и мог воспринимать нагрузку.

В режиме ИП было испытано еще восемь редукторов различных модификаций. Во всех испытаниях за 45 мин первоначальной приработки в режиме ИП значения КПД редукторов превышали паспортные показатели, которые в обычных условиях достигаются за 80...100 ч работы. Установлено, что ИП начинается через 2...3 мин после иагружения и переходит в установивщийся режим через 10... 15 мин; на этот же промежуток времени в основном приходится большая часть прироста КПД. Пятно контакта распространяется на 35...40% поверхности зуба. Износ составляет 0,02...0,003 мм.

Если после приработки редуктора на глицерине перевести его на смазывание цилиндровым маслом, то через некоторое время (25...30 мин) медная пленка исчезнет, КПД редуктора снизится примерно на 8%, пятно контакта не увеличится. Испытания показывают, что при использовании ИП в первоначальный период работы редуктора в сравнительно короткий срок достигается оптимальное контактирование пары колесо - червяк, которое в дальнейшем обеспечивает надежную работу редуктора с высоким КПД и нагрузочной способностью. Всего было приработано более 80 редукторов в режиме ИП и ни в одном не было зарегистрировано задира, несмотря на то, что в некоторых редукторах первоначальное давление достигало 15 МПа.

Быстрая приработка колеса и червяка объясняется тем, что при контактном нагружении образующаяся медная пленка легко выдавливается и, кроме того, некоторая ее часть переходит на червяк при пластифицирующем действии поверхностно-активных веществ.

Отметим, что эксперименты К.П. Волкова проводились в конце шестидесятых годов, в то время еще не были разработаны высокоэффективные металлоплакирующие присадки к маслам, которые бы могли быть применены при эксплуатации редукторов. Глицерин не является смазочным материалом в силу ряда причин (малая термостойкость, способность впитывать влагу и др.) и потому эксперименты проводились только в режиме приработки. Однако К.П. Волков первый показал перспективу использования ИП в редукторах, включая редукторы наиболее нагруженные — глобоиднош типа. В настоящее время О.В. Чекулаевым разработана металлоплакирующая присадка к смазочным маслам, реализующая эффект ИП. Присадка применяется в тяжелонагруженных, крупногабаритных редукторах метро.