Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 449

При исследовании технического состояния самолетов было установлено, что при трении пары сталь - бронза и сталь хромированная — бронза и смазке ЦИАТИМ-201 в шарнирно-болтовых соединениях проявлялся эффект избирательного переноса. Такие соединения работали надежно и мало изнашивались. В открытых шарнирах после их длительной эксплуатации в зазорах обнаруживалось содержание большого количества пыли, что, естественно, не могло не сказаться на снижении долговечности соединения. Пыль часто представляет собой мельчайшие частицы кварца, которые царапают как стальную, так и бронзовую поверхности, многократно деформируют участки контакта, охрупчивают их и разрушают поверхность детали.

В открытые узлы шасси и планера самолетов попадает влага, которая способствует окислению поверхностей и нарушает условие безокислительного трения, характерное для ИП.

Узлы трения шасси испытывают ударную нагрузку, что приводит при многократном воздействии к макроскопическим деформациям бронзовых деталей и увеличению зазоров. Поэтому ряд узлов шасси и планера самолета достаточно быстро изнашиваются. Явление избирательного переноса не могло скомпенсировать разрушающее действие указанных выше факторов, вызванных своеобразными условиями работы узлов трения шасси самолетов. Но можно, однако, утверждать, что многие детали закрытых узлов шасси, испытывая высокие удельные нагрузки, практически не имеют износа, что обязано только лишь явлению избирательного переноса.

Большую роль в надежности и долговечности узлов трения играют и эксплуатационные факторы, связанные, например, с регулярностью смазывания узлов трения и др. В качестве примера приведены данные износов бронзовых втулок подвески основных стоек шасси четырех транспортных самолетов (табл. 2.2).