Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 457

Нанесение покрытия необходимо для того, чтобы в начальный период работы узла трения, когда эффект плакирования еще не реализован, предотвратить схватывание трущихся поверхностей на пятнах фактического контакта. В дальнейшем в местах с максимальным трибовоздействи- ем, после изнашивания покрытия, происходит осаждение из металлоплакирующего смазочного материала защитной металлополимерной пленки.

Нанесение металлополимерного покрытия производится путем натирания поверхности стержнем, изготовленного прессованием и спека- ниєм порошков антифрикционных материалов и полимера. Особенностью этого процесса является создание условий для интенсивной диффузии металлов покрытия в стальную деталь на большую глубину (12...13 мкм) с аномальным высоким коэффициентом диффузии порядка Д=/• IO"12 м2/с [37].

Авторы считают, что наиболее эффективным способом повышения износостойкости трущихся деталей является совместное использование фрикционного покрытия и металлоплакирующего смазочного материала. Лабораторные и стендовые испытания такого способа на машинах трения, имитирующих работу цилиндрических и сферических шарнирно-болтовых соединений, позволяют обеспечить надежную работу узла трения вплоть до достижения параметра PV = 0,56 МПа (м/с), а по сравнению с известными способами снижает износ в 3...15 раз, коэффициент трения в 2...6 раза, температуру на 20...80% и увеличивает путь трения до достижения предельного значения коэффициента трения, равного 0,22, в 1,6... 2 раза [38].

По разработанному способу составлена производственная инструкция ВИАМ Пи 1.2.450-91. Способ реализован на одном из типов тяжелых самолетов [37].

3. Машины и механизмы морского флота

3.1. Замена смазки маслом на смазку водой в подшипниках скольжения