Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 399

Для того чтобы наносимый слой латуни был сплошным и ровным, необходимо, чтобы поверхность детали не имела окисных и масляных пленок, а материал латуни пластифицировался ПАВ в процессе нанесения покрытия. Давление прутка к поверхности детали должно обеспечить полное прилегание инструмента к поверхности детали. При таких условиях перенос материала с инструмента на деталь происходит сплошным слоем, состоящим из очень мелких частиц, хорошо сцепленных с поверхностью обрабатываемой детали и между собой [10].

В последние годы к.т.н. Г.И. Ежиев (Россия) и д.т.н., проф. Г. Поль- цер (Германия) разработали такие технологические жидкости, которые в процессе обработки деталей создают на поверхности детали серво- витную медную пленку с ее особой структурой.

ФАБО подвергаются шарнирно-болтовые соединения самолетов, детали топливной аппаратуры турбореактивных двигателей, подшипники качения, цилиндры и шейки коленчатых валов автотракторных двигателей, поверхности катания колес железнодорожного транспорта и др. детали.

Исследования свидетельствуют, что ФАБО деталей позволяет:

— снизить время приработки деталей;

—исключить задиры поверхностей трения;

— повысить несущую поверхность сочленений;

— защитить поверхности трения от водородного изнашивания;

— снизить температуру и продлить период работы узла трения при выключении подачи смазки;

— увеличить срок службы подшипников качения до образования усталостных повреждений [4, 5, 51].

6.20. Континуальное трение

Трение двух твердых тел при наличии на поверхностях трения сервовитной или другой пластичной металлической пленки, покрывающей выступы шероховатости поверхностей. При таком трении площадки контакта плоские и трение происходит без ударов шероховатостей — оно непрерывно.