Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 513

Композиционный материал обладает рядом преимуществ по сравнению со спечеными вольфрамокобальтовьщи твердыми сплавами ВКЗ, ВК8, BKl 5 и др. Он менее хрупок и не имеет склонности к терморастрескиванию, что объясняется наличием медной прослойки.

Стендовые испытания торцевых уплотнений погружного электродвигателя типа ПЭД, применяемого в механизмах при добыче нефти из скважин, проводили при скорости скольжения 7,5 м/с, частота вращения 3000 об/мин, давлении 0,2 МПа. Во внутренней камере уплотнения находилось масло МС-20, снаружи соляная вода. Перепад давления 0,2 МПа. После 2000 ч работы износ пары трения составлял 0,027.

Аналогичные результаты были получены при стендовых испытаниях торцевых уплотнений насосов ГНОМ 100-25, применяемых при откачке воды. Уплотнения испытывали на границе жидких сред масло МС-20 — глинистая вода без перепада давлений при скорости скольжения 7,1 м/с и давлении 0,3 МПа. Средний суммарный износ пары трения за 500 м пути составлял 0,01 мм, а коэффициент трения 0,082...0,095 [19].

При работе торцевых уплотнений на границе масло—вода попадание на поверхность трения воды вызывает в сочленении процесс избирательного переноса [20].

10.3. Смазочно-охлаждающие жидкости в нефтепромысловом оборудовании

Одним из средств повышения износостойкости механизмов бурового и нефтепромыслового оборудования явилось использование смазочных материалов с противоизносными свойствами. При бурении в основном применяют два вида смазочных материалов: традиционные смазочные материалы и промывочные растворы, которые наряду с основными функциями выполняют роль смазывающей и охлаждающей жидкости. При проходке мощных солевых отложений приготовляют промывочные жидкости на основе высококонцентрированных растворов солей, а также глинистые высокоминерализованные буровые растворы.