Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 455

Основными требованиями, предъявляемыми к золотниковым и плунжерным парам топливной аппаратуры, является высокая стабильность малых по величине сил трения между деталями и хорошая герметичность.

В этом разделе описываются исследования эффекта ИП для повышения износостойкости деталей топливной аппаратуры [65]. Для этого был применен метод ФАБО золотников плунжерных пар и сфер плунжеров.

Для производства ФАБО было разработано приспособление и разработан технологический процесс нанесения покрытия на прецизионные детали топливной аппаратуры (рис.2.8).

Нанесение покрытия на поверхности деталей в виде тел вращения производят на обычном токарно-винторезном станке. Детали в виде цилиндра устанавливают между центрами, один из которых закреплен в патроне и при работе станка приводит во вращение деталь, а второй вращающийся центр закреплен на задней бабке станка.

Приспособление устанавливают на суппорт токарного станка с помощью отверстия в неподвижном корпусе и крепят стопорным винтом.

Пруток из медного сплава зажимают в державке электродвигателя, который сообщает ему вращательное движение.

Электродвигатель прикреплен к подвижной части приспособления при помощи хомутов. Давление прутка на деталь регулируется натягом поперечного суппорта при помощи индикаторного приспособления с пружиной, предварительно тарированной. Фрикционную обработку производят при скорости скольжения прутка 0,1 ...0,2 м/с, удельном давлении 50...70 МПа, продольной подаче 0,1 ...0,2 мм/об, частоте вращения прутка 200...250 об/мин, диаметре прутка 4...6 мм, число проходов 2...3.

Для активации процесса растворения химически стойких окислов, образующихся на поверхности детали, в процессе фрикционной обработки была применена технологическая среда на основе глицерина и соляной кислоты.