Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 444

При исследовании избирательного переноса Р. Марчак [43] справедливо ставит вопрос о необходимости изучения раздельного влияния роли хемосорбции и взаимодействия активной среды на поверхностный слой металла. При этом он считает необходимым использовать термодинамическое правило противодействия, которое формулируется как принцип JIe Шателье: "Если система, находящаяся в равновесии, подвергается новому воздействию извне, то в системе возникают изменения, которые уменьшают действие этого изменения, приводя к новому равновесному состоянию, по возможности незначительно отличающемуся от исходного состояния".

Этот принцип больше относится к явлениям хемосорбции, что в условиях протекания избирательного переноса приводит к образованию на поверхностях трения дополнительного защитного хемосорбционого слоя из металлорганических соединений.

Активность действия среды на поверхностный слой металла проф. Р. Марчак видит в проявлении эффекта Ребиндера. По этому вопросу он

считает необходимым выяснить влияние вида напряжений и плотности дислокаций на эффективность воздействия окружающей среды. Последующие работы подтвердили тот факт, что в зависимости от вида трения (возвратно-поступательное или вращательное) эффект избирательного проявляется в первом случае более активно.

Для исследования физико-химических процессов, протекающих в зоне фрикционного контакта, проф. Р. Марчаком была сконструирована и изготовлена установка с электронной аппаратурой по определению коэффициента трения и износа (рис. 1.39) [42].

Р. Марчак совместно с А.С. Кужаровым, А.С. Гузиком и Е.Г. Задо- щенко провели на данной установке детальное исследование зависимости трибологических свойств в системе латунь—глицерин—сталь и бронза глицерин—сталь от времени при неизменных внешних условиях [20, 42]. Установлено, что переход в режим безызносного трения происходит в течение длительного интервала времени. Сам режим безызносности в том случае, если он реализуется, характеризуется коэффициентом трения менее 0,001 и практически нулевым износом пары трения (рис. 1.40).