Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 465

После длительной работы дизелей на масле с присадкой МКФ-18УМ не было выявлено снижения расхода топлива и износа трущихся деталей. Можно предполагать, что небольшое количество присадки в масле (0,2%) не обеспечило образования достаточно толстой сервовитной пленки на трущихся поверхностях, что могло бы уменьшить величины зазоров в сочленениях двигателя. Введение присадки снизило силы трения между трущимися поверхностями, и это сказалось на температурном режиме подшипников скольжения, пусковых режимах двигателей, снижении шумности редукторов и продлении сроков службы масла [30]. При введении металлоплакирующей присадки нельзя не учитывать образование в зоне трения серфинг-пленки в зоне контакта деталей. Эта пленка существует только в процессе трения, она разделяет контактируемые поверхности и действует подобно граничной пленки масла при полужидкостном трении. Снижение износа деталей и расхода топлива двигателями было отмечено при применении финишной антифрикционной обработки (ФАБО) трущихся поверхностей.

ФАБО деталей •судовых дизелей и других механизмов

Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) поверхностей деталей узлов трения проводилась JI.K. Козловым двумя способами [30]:

— фрикционно-механическим воздействием латунного прутка при смазывании технологической жидкостью (трилон Б, глицерин, соляная кислота, хлористое железо, хлористый цинк и др. компоненты);

— нанесением медной пленки с применением металлоплакирующей рабочей среды (углекислая медь, соляная кислота, глицерин и др.).

Работы проводились в период ремонта или технического обслуживания механизмов. Была разработана конструкторская и технологическая документация на ФАБО судового вспомогательного дизеля 6ЧН 18/22, которая была применена на судоремонтном заводе.