Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 438

Обзор основных направлений использования избирательного переноса для повышения износостойкости контактируемых деталей проведен автором совместно с В.М. Зиновьевым и приводится ниже.

12.1. Избирательный перенос как средство достижения безызносности и повышения надежности ко нтактируемых деталей

В 1970 г. М. Финкин опубликовал статью [85], в которой был сделан анализ факторов, влияющих на изнашивание. Появление статьи было связано с неправильным пониманием новых факторов изнашивания, ставших известными американским конструкторам. Видимо, М. Финкин под новыми факторами имел в виду процесс ИП. В статье наряду с другими факторами анализируется влияние на износ переноса металла с одной поверхности трения на другую. В результате анализа американский ученый приходит к выводу, что условия безызносности могут существовать там, где медь бесконечно переходит с одной поверхности трения на другую, например в механизмах посадки, применяемых на советских самолетах.

Е. Хорнунг провела исследование в области образования реакционных противозадирных смазочных слоев при механическом нагружении твердых тел [86]. В результате исследования было установлено, что слой, полностью исключающий износ, может быть образован в процессе гетерогенного катализа и механохимических реакций, имеющих место в процессе ИП. В исследовании имеются ссылки на советские работы в области ИП.

В высшем техническом училище г. Магдебурга было проведено экспериментальное исследование [45], целью которого было выявить преимущества режима ИП в подшипниках скольжения по сравнению с другими видами трения (сравнительные испытания были проведены в средах глицерина, моторного масла и полиэтиленгликоля). Эксперименты показали, что подшипники скольжения, работающие в режиме ИП, имеют лучшие антифрикционные характеристики, чем подшипники, смазываемые моторным маслом и полиэтиленгликолем. В том же училище Г. Тум [75] определил влияние ИП на надежность узлов трения машин. В результате проведенного исследования было установлено, что сознательное использование ИП повышает надежность машин и уменьшает число отказов вследствие износа контактируемых деталей трения по сравнению с масляной смазкой.