Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 484

При чистом масле при нагрузке на образцы выше 18,9 МПа произошел задир на трущихся поверхностях, и испытания были прекращены. Образцы, смазываемые маслом с присадками ДФ-11 и МКФ-18, выдержали нагрузки до 40,5 МПа без разрушения. Но суммарный линейный износ трущихся материалов в масле с присадкой МКФ-18 в 1,7 раза ниже, чем в масле с присадкой ДФ-11.

На рис. 2.29 приведена зависимость интенсивности изнашивания образцов от удельной нагрузки при различных скоростях скольжения пары сталь марки 45 - сталь марки 45.

Испытания проводились по схеме ролик-колодка. Ролики имели твердость HRC 45—46, а колодка была нормализована. В качестве смазочного материала использовалось масло И20А. Масло подавалось от насоса непрерывно.

Из полученных данных видно, что для чистого масла на всех скоростях скольжения при увеличении нагрузки с 12,5 до 25 МПа интенсивность изнашивания образцов снижается и при дальнейшем увеличении нагрузки (до 37,5 МПа) остается постоянной. Это, по нашему мнению, является принципиальным различием в работе обычного и металлоплакирующе- го смазочного материала, что особенно важно для тяжело нагруженных узлов трения [29].

В дальнейшем на основании исследований А.К. Прокопенко предложил новый технологический процесс нанесения металлических покрытий на стальные детали, аналогичный процессу омеднения в компрессорах бытовых холодильников.

Формирование защитной антифрикционной металлической пленки происходит в результате физико-химических процессов, протекающих между рабочей средой и обрабатываемой деталью при механической активации инструментом поверхности трения. Причем активация поверхности может производиться неметаллическим инструментом (например, резиновым). Необходимые нагрузки при этом на два порядка меньше, чем при фрикционном латунировании, и составляют 0,5...1 МПа. Скорость может быть увеличена до 5 м/с. Этот своеобразный способ ФАБО с использованием металлосодержащих рабочих сред позволяет получить металлические покрытия с регулируемой толщиной на деталях различной конфигурации.