Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 423

Негативным свойством этих композиций является их повышенная кислотность, что может оказать коррозионное действие на трущиеся детали. Для снижения кислотности в композиции добавляли промышленные присадки: антикоррозионную AKOP-1, многофункциональную ВНИИ НП-360 и ДФ-11 и синтезированную в лаборатории полифункциональную присадку 2-иминозамещенное индолина.

9.3. Оценка антифрикционных свойств масел с разработанными добавками

Испытания по определению антифрикционных свойств разработанных добавок авторы работы провели на машине трения МИ-1М. Испытанию были подвергнуты стальные образцы колодка—ролик. Кривые зависимости момента трения Мтр от удельной нагрузки P представлены нарис. 1.27. Для сравнения приведены кривые, полученные с органическими солями меди.

При смазывании маслом, содержащим ацетат или нафтенат меди, схватывание поверхностей трения наступало уже при нагрузке 5,0 МПа. При смазывании маслом со спиртовыми добавками галогенидов меди и олова (кривые 4 и 5) при увеличении удельной нагрузки до 12,5 МПа момент трения практически не изменялся и оставался на низком уровне. Как видно, наибольшую эффективность в повышении трибологических свойств масел имеют добавки с неорганическими солями.

Высокая эффективность галогенидов олова и меди побудила авторов к исследованию возможности их использования в качестве приработоч-

ных компонентов к минеральным маслам. По эффективности масляные композиции, включающие опытные приработочные присадки, сравнивали с обкаточным маслом ОМ-2, содержащим присадку ксантогенатно- го типа, маслом АС-8 с 3% JI3-23K и маслом АС-8, принятым за основу.

Результаты испытаний (рис. 1.28) показывают, что процесс приработки пары вал—частичный вкладыш наиболее эффективно происходит при добавке в масло АС-8 хлоридов меди или олова (кривые 4 и 5).