Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 448

При испытании бронз в масле МС-20 износ был как стального, так и бронзового образца, при этом величины износов для всех испытываемых бронз были одного порядка.

Числовые данные износов образцов приведены в табл. 2.1.

Из данных, приведенных в таблице 2.1, видно, что все бронзы за исключением бронзы БрАЖМц при смазке спиртоглицериновой смесью реализуют избирательный перенос. Бронза БрАЖМц при смазке этой жидкостью при трении весьма интенсивно растворяется и образующаяся медная пленка не создает условия ее пассивации.

Таким образом, причиной повышенного износа бронзовых букс являлся смазочный материал - спиртоглицериновая смесь, применявшаяся в то время в качестве гидравлической жидкости в стойках шасси. Необходимо было заменить бронзу БрАЖМц на более прочную в коррозионном отношении, например бронзу БрБ-2, или же заменить агрессивную гидравлическую жидкость — спиртоглицериновую смесь по отношению к бронзе БрАЖМц на менее агрессивную жидкость AMF-10.

После проведения длительных эксплуатационных испытаний стоек шасси оба пути оказались перспективными. В итоге было принято решение заменить спиртоглицериновую смесь на жидкость АМГ-10, учитывая и другие, помимо износостойкости деталей, качества этой жидкости.

Применение гидравлической жидкости АМГ-10 в стойках шасси самолетов типов Ил и Ту привело к полной безызносности сопряжения бронзовых букс и сопряженных с ними стальных стоек шасси. Так, например, буксы стоек шасси самолета Ту-104 за время эксплуатации самолета в течение двух десятков лет вообще не заменялись. При эксплуатации рабочая поверхность бронзовых букс покрывалась очень тонкой, медного цвета, пленкой с шероховатостью 14 класса.

2.1. Шарнирно-боптовые сочленения шасси, планера и управления