Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 535

В качестве технологических рабочих сред при нанесении покрытий при ФАБО были использованы семь составов, выбранных на основании патентного и литературного обзора, а также подобранных в ходе исследований. Среднее содержание компонентов в рабочих средах приведено в табл. 2.16.

Наличие эмульсола в составе № 7 способствует практически полному смыванию с обрабатываемой поверхности хлорида меди и глицерина, что позволяет отказаться от промывки деталей после обработки. Содержащиеся в эмульсоле компоненты способствуют удалению окисных пленок с обрабатываемой поверхности при воздействии антифрикционными брусками. Вода используется в качестве общего растворителя для компонентов состава.

Лабораторные испытания проводились на машине трения СМЦ-2 с применением самоустанавливающейся колодки. Образцы смазывались моторным маслом М8В,. Ролики были выполнены из чугуна, близкого по химическому составу к материалу поршневых колец двигателя 3M3-53, колодки были изготовлены из стали ст45. Режим проведения испытаний: число оборотов ролика n = 500 мин-1; давление на ролик F = 1200 Н; продолжительность испытаний 120 мин для выбора наиболее эффективного покрытии и 70 ч для оценки качества покрытия в течение длительной работы.

На рис. 2.47 показано изменение износа образцов без покрытия и с медьдисульфидмолибденовым покрытием в течение длительного времени (70 ч).

Были проведены длительные стендовые испытания двух двигателей 3M3-53 с четырьмя цилиндрами, обработанными по типовой (заводской) технологии и с четырьмя цилиндрами с медьдисульфидмолибденовым покрытием. Средние значения диаметральных износов цилиндров после 50-часовых испытаний приведены на рис. 2.48.

Стендовые испытания двигателей 3M3-53 показали, что использование ФАБО позволяет повысить износостойкость цилиндров в 1,9... 2,3 раза. Износостойкость поршневых колец при этом повышается в 1,4...1,8 раза.