Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 555

1) повторность деформаций, происходящая в контактирующих точках (в противном случае это будет не изнашивание, а резание или шлифование), что приводит к изменению свойств материала [11];

2)взаимное внедрение, вызванное неоднородностью поверхности трения по твердости и приводящее к пластическому оттеснению материала.

Некоторые высоконагруженные детали при эксплуатации испытывают очень высокие повторные пластические деформации. К таким деталям относятся в первую очередь пара трения колесо—рельс, а также высоконагруженные детали, работающие в абразивной среде. Так, например, после прохода поезда на участке поворота железной дороги вблизи рельсов обнаруживаются очень мелкие металлические частицы в виде иголок, которые после некоторого времени окисляются и превращаются в черный порошок. Эти частицы представляют собой продукты износа колеса и рельса. В данном случае контактируемые поверхности находятся на грани резания и повторной пластической деформации, т. е процесса резания и изнашивания.

Учитывая указанные особенности процесса изнашивания некоторых деталей, был разработан новый метод испытания поверхностного слоя материалов на повторную пластическую деформацию. О необходимости разработки такого метода говорилось И.В. Крагельским на 1-й Киевской научно-технической конференции по вопросам повышения износостойкости и срока службы машин в 1952 г. В дальнейшем он был обоснован В.М. Гутченко [5]. Автором данной книги была предложена методика испытаний, форма образцов и выявлены некоторые закономерности таких испытаний [4].

Методика испытания и конструкция образцов

Испытания на повторную пластическую деформацию проводились на машине трения МИ. Для испытаний изготавливались специальные образцы и профилированный ролик. Профилированный ролик изготавливается из инструментальной стали и закаливается до твердости Rc=64. Испытуемый образец насаживается на нижний шпиндель машины, а профилированный ролик — на верхний шпиндель (рис. 3.9).