Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 546

При проведении лабораторных исследований по оценке износостойкости материалов с целью сокращения времени испытаний исследователи часто увеличивают удельное давление и скорость скольжения по сравнению с теми, которые имеются в реальных условиях работы узла трения. При таких ускоренных испытаниях износостойкость материала может быть получена в течение нескольких часов или минут. Как указывается в работе В.Д. Кузнецова [14], результаты ускоренных испытаний могут оказаться не верными. Это связано с тем, что износ материала очень сильно зависит от температуры трущихся поверхностей, а эта температура по теоретическим и экспериментальным исследованиям пропорциональна давлению и скорости движения. Следовательно, ускорение процесса износа, т.е. ускоренный метод исследования, связано с повышением температуры поверхностей трения, а это существенно влияет на износ. Если бы температурный ход износа был одинаков для всех металлов, то экстраполяция на нормальные условия работы имела бы некоторые основания [14].

Для оценки антифрикционных свойств материалов и покрытий имеется много машин, установок и приборов. Почти каждый исследователь сконструировал свою собственную или несколько машин, иногда довольно сложных.

Описание машин трения и их классификация даны в работах [8,10,12, 14,21]. Здесь необходимо отметить, что академик В.Д. Кузнецов на основании анализа многих испытательных машин по изучению трения и износа материалов пришел к выводу, что "простая установка, состоящая из вращающегося диска и прижимаемого к нему тела с приспособлением для измерения силы трения, дала ряд весьма ценных, принципиально важных результатов. Ни одна другая установка не внесла в науку столь определенных результатов и мне кажется, что часто конструкторы машин идут по неправильному пути, усложняя конструкцию машины, тем самым усложняя процесс явления износа. Мне кажется, что простая установка может дать в вопросах трения и износа еще значительно больше, чем она дала. Эта установка имеет то преимущество, что она дает возможность: 1) в широком интервале изменять скорость и нагрузку; 2) измерять силу трения, коэффициент трения и работу трения; 3) исследовать сухое трение и трение со смазкой; 4) исследовать случай износа при трении об абразив или случай износа металла о металл; 5) вести исследование при различных температурах; 6) определять температуру поверхности трущихся тел; 7) определять удельный износ, т.е. массу или объем со шлифованного слоя на единицу работы".